Образовательный портал
для школьников и студентов

Контакты

e-mail:

admin@mytutor.spb.ru

 

Образы главных героев в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"

Пожалуй, одна из главных особенностей русской классики заключается в том, что она никогда не устаревает. Произведения русских классиков на века пережили своих авторов, обеспечив им память и славу, а проблемы, поднятые в русских классических произведениях, звучат не менее злободневно и на сегодняшний день.

Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» была написана в конце 18 века, ее премьера состоялась в 1782 году. А главные темы, вопросы, поднятые в комедии - воспитание детей, осознание своего долга перед родиной, состояние государственной власти - это наиболее актуальные проблемы на сегодня.

Главных героев произведения можно разделить на две группы - Софья, Милон, Правдин и Стародум - честные, справедливые, добрые и порядочные - это представители мира просвещения, высоких идей. А Простаковы и Скотинин - самодуры и невежды, живущие в мире подлости, насилия и бесчестия, который сами же создали.

В произведении показан конфликт между двумя этими мирами.

Действие развивается вокруг Софьи, сироты, которая внезапно оказывается наследницей немалого капитала. На Софье хотят женить Митрофана, Скотинин тоже претендует на ее руку, в Софью влюблен и Милон, которому она отвечает взаимностью.

Возможно, Софье пришлось бы несладко, так как она одинока и живет в доме госпожи Простаковой - известной свое глупостью и жестоким обращением с людьми, но возвращается из дальней поездки Стародум, дядя Софьи, и вовремя спасает племянницу, пообещав ей выдать ее за Милона.

Взгляды Стародума на жизнь в доме Простаковых, на жизнь в государстве вообще, во многом представляют основные мысли и темы комедии.

Разговаривая об ушедших временах, Стародум и Правдин вспоминают Петровское время. Тогда людей оценивали не по богатству, а главным образом по уму, государство развивалось и на службе требовались умные люди, способные эффективно управлять, генерировать свежие идеи. Говоря о правильном воспитании, они отмечают, что нужно воспитывать не только ум, но и душу ребенка. Методы воспитания Митрофана в доме Простаковых - прямая тому противоположность. Его невежественная мать окружила сына такими же невеждами-учителями, но даже бывший солдат Цыфиркин, которому приходилось бывать на поле боя, жалеет слуг Простаковых, с которыми обходятся крайне жестоко, а Кутейкин сожалеет, что запрещено наказывать своего ученика за лень. Ни Простакова, ни муж ее, грамоты не знают, ей вполне достаточно, что Митрофан учиться хоть чему-нибудь, а чему - это для нее не важно, так как сама она никакого толка у учении не видит.

Семейство Простаковых - пример состояния морали, воспитания и образования в государстве в целом. Стародум - человек, которому приходилось бывать при дворе и он был очень удивлен тем, что «там никто не ходит по прямой дороге», все стараются обойти друг друга. Не желая служить при дворе, Стародум удаляется, сохранив в чистоте «душу, честь и правила». Этому же он учит и свою племянницу. Царский дом, который в то время находится при власти, Стародум не считает способным править страной эффективно: «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится» - с горечью говорит Стародум.

У этого мудрого, повидавшего многое в жизни человека, свой, особенный взгляд на богатство и знатность. Беседуя с дядей, Софья старается уверить его, что счастье в жизни - это достичь богатства и знатности. Стародум соглашается с ней, однако у него своя трактовка этих понятий. Стародум полагает, что знатность - это число добрых дел, совершенных человеком для пользы Родины, а цель богатства заключается не в накоплении денег и хранении их в сундуках ( а сегодня - в банках), а в том, чтобы отдать то лишнее, что скопилось у тебя, нуждающимся людям. Как актуально на сегодня звучат слова героя комедии Фонвизина!

Как много в нашей стране людей, скопивших огромные богатства далеко не честным путем, хранящих их в банках за границей. Но гораздо больше тех, кто живет в нужде, и никто из скопивших состояние не думает с ними поделиться.

Рассуждая о человеческой жизни в целом, Стародум говорит о семье и семейных ценностях. Несчастная семья, где родители друг друга ненавидят, но всех несчастнее в такой семье дети - брошенные и растущие без любви. А все это происходит потому, что люди забыли, что нужно спрашивать свое сердце, советоваться с ним. Отдав уму все привилегии, они сами себя сделали несчастными. Софья в восторге от рассуждений дяди, она находит их мудрыми, бедная девушка просто счастлива, что у нее появился такой чудесный наставник.

Прогрессивно мыслящие люди в пьесе - Правдин и Милон. Оценив по достоинству образованность и рассудительность Милона, Стародум соглашается отдать Софью за молодого человека.

Столкновение между добром и злом, между прогрессивным и невежественным миром, решается в пользу добра. Вознамерившись положить конец невежеству, злодеяниям и самодурству Простаковой, Стародум и Правдин решают, что Правдин возьмет ее имение в опеку. И мир Простаковой разваливается, и тут выясняется, что учитель Митрофана Вральман - не кто иной, как бывший кучер Стародума. Вот кто «наставлял» Митрофана долгое время под надзором матушки.

В заключение нужно сказать и о Митрофане. Молодой человек категорически не желает учиться, тут, конечно, дело не только в нем, но и в бездарных учителях, которые его ничему бы и не научили. Но нежелание учиться так часто встречается сегодня, очень многие полагаются на деньги, а не стремятся получить знания. В дальнейшем это может привести только к невежеству. По мнению того же мудрого Стародума, честность и благонравие в семье - прекрасные пример для детей. Видя пример родителей, дети будут следовать ему, сын поддержит мать, а не отвернется от нее, как делает это в конце пьесы Митрофан. Идея просвещения противопоставлена духу тиранства, невежества и злонравия, и это прекрасный совет и на сегодняшний день.

 

Мы постарались ответить на все вопросы касательно образов главных героев в сочинение Недоросль Фонвизин.

2011 - 2014 © Веб-студия "Коацакоалькос"
Образовательный портал для школьников и студентов "Нижегородский репетитор"