Образовательный портал
для школьников и студентов

Контакты

e-mail:

admin@mytutor.spb.ru

 

Церковный раскол

К середине XVII века в Московском государстве назрела необходимость в унификации церковных правил. Этому способствовало влияние греческой церкви, представители которой настаивали на реформе русского православия. Принято считать, что сближение с греческим духовенством было необходимостью для роста могущества страны, превращения ее в "Третий Рим".

Русский пантеон святых был сформирован к XVI веку, но существовали серьезные разночтения в религиозных текстах, которые зачастую были вызваны ошибками летописцев. Развитие книгопечатания в России отчасти исправило ситуацию, но не до конца, и греческие священники требовали внесения исправлений церковных текстов и обрядов по греческому образцу. Тогда русское духовенство поделилось на два лагеря. Среди противников внесения каких-либо изменений были такие авторитеты как Аввакум, Иван Неронов, Петров, Степан Вонифатьев, Спиридон Потемкин и другие. Это были незаурядные представители русского духовенства, далекие от религиозного фанатизма. По их мнению, исправление церковных книг ставило под сомнение русские православные каноны.

Русь приняла православие по византийскому образцу, когда церковь Византии подчинялась Студийному уставу. К примеру, крестное знамение двумя перстами было введено еще Владимиром Красное Солнышко. Позднее, примерно к XIII веку, Византия перешла к Иерусалимскому уставу, который требовал трехперстного знамения и целого ряда других существенных нововведений, таких как отмена поклонов на коленях и многих других. Кроме того, на Руси со времен Крещения никогда не существовало строгих ограничений по поводу того, как правильно креститься - двумя перстами, тремя, или даже одним.

В начале XVII века русский престол занял Михаил Федорович Романов, первый представитель дома Романовых. Его сын, Алексей Михайлович, унаследовавший трон в 1649 г., получил прозвище "Тишайший", и отличался своей осторожностью в проведении как внешней, так и внутренней политики. В то же время государь был буквально одержим идеей объединения православных народов Восточной Европы и Балкан. Никон, шестой русский патриарх, был ярым сторонником греческой церкви и при поддержке Алексея Михайловича осуществил в 1652 г. реформу Русской православной церкви, которая повлекла за собой серьезный конфликт, получивший название Раскол.

Проведение реформы осуществлялось чрезвычайно грубо и деспотично. Патриарх требовал немедленного отказа от всех старых православных традиций, что вызвало вполне естественный протест населения. По приказу Никона, у монахов и простых мирян отбирали и сжигали священные книги. Сторонники старых обычаев подвергались жестоким гонениям, зачастую, спасаясь от преследований, в леса уходили жители целых деревень и городов. Так возникали многочисленные старообрядческие поселения. Сопротивление реформе нарастало.

Деятельность Никона вызывало осуждение не только в России, но и в Константинополе. Патриарх константинопольский Паисий призывал Никона "смягчить меры", но и это существенных перемен не повлекло. Горели деревни, не воспринявшие новые каноны, сотнями гибли люди. В конечном итоге, неоправданная жесткость патриарха привела к его низложению в 1666 г., но это ни в коей мере не повлияло на судьбу староверов.

Протопоп Аввакум одним из первых был подвергнут репрессиям. Он был арестован, брошен в тюрьму, затем сослан в Тобольск. После низложения Никона Аввакум вернулся в Москву. Однако его триумф не был долгим. Когда при дворе стало понятно, что Аввакум не отказался от своих взглядов и продолжает активно отстаивать свои позиции, его в 1664 г. сослали в Мезень. Протопоп оставался верным своим убеждениям даже после того, как был расстрижен и стал свидетелем казни своих единомышленников. Однако авторитет расстриженного священника был настолько мощным, что в отличие от многих других своих сторонников он был лишь наказан кнутом и в 1667 г. сослан в Пустозерск. Там он провел 14 лет в земляной тюрьме на хлебе и воде. Уже после смерти Алексея Михайловича он отправил его сыну, царю Федору Алексеевичу послание, содержание которого привело царя в ярость. 1 апреля 1681 г. Аввакум вместе со своими соратниками, по приказу царя, был сожжен заживо в срубе.

Репрессии против староверов продолжались в течение многих лет. Во времена правления Федора Алексеевича и царевны Софьи хранение и распространение древних церковных книг жестоко каралось. Активность официальной церкви, поддерживаемая верховной светской властью, вызывала стойкое сопротивление не только в низах, но и в аристократической среде. Русская история сохранила множество имен людей, отдавших жизнь за веру. Так, например, боярыня Феодосия Морозова в течение многих лет оказывала содействие старообрядцам. Она была верной сторонницей Аввакума и сохранила свои убеждения до самой смерти. Пользуясь покровительством первой жены Алексея Михайловича, Марии Милославской, Морозова помогала Аввакуму и его сподвижникам всем, чем могла.

После смерти Милославской положение Морозовой круто изменилось. Образ жизни, который боярыня вынуждена была вести в силу своего происхождения и социального статуса, глубоко ей претил, и она даже тайно постриглась в монахини под именем Феодора. Обряд пострижения проходил по старообрядческим канонам. Когда она отказалась принимать участие в церемонии бракосочетания Алексея Михайловича с Натальей Нарышкиной, царь догадался, что причиной отказа послужила не болезнь Морозовой, на которую она сослалась, а ее религиозные убеждения. Попытки царя Алексея склонить боярыню покаяться и принять Новую веру оказались тщетными. Она была непреклонна.

Судьба Морозовой сложилась трагически. Боярыня вместе с сестрой и близкой подругой была арестована, лишена дворянского звания и подвергнута пыткам. После продолжительных мытарств по разным монастырям Морозову сослали в Боровск и бросили в земляную тюрьму, где она умерла, не выдержав тягот заключения.

2011 - 2014 © Веб-студия "Коацакоалькос"
Образовательный портал для школьников и студентов "Нижегородский репетитор"