Образовательный портал
для школьников и студентов

Контакты

e-mail:

admin@mytutor.spb.ru

 

Реформы 1860 - 1870-х гг

Начало царствования Александра II (февраль 1855 г.) пришлось на весьма нелегкий период в истории Российской империи. Еще не была окончена Крымская война, ход которой не позволял надеяться на благоприятный для России итог. Тем не менее, вступая на престол, Александр заявил, что не намерен заключать мир на унизительных для Российской империи условиях. Но обстоятельства сложились не так, как было угодно императору. В августе 1855 г., после длительной героической обороны, русская армия была вынуждена сдать Севастополь. Формально это означало поражение России. Страна оказалась в полной изоляции, внутренние ресурсы истощены, население - на грани взрыва.

Александр, чувствуя надвигающуюся катастрофу, в 1855 сразу после вступления на престол отменил Высший цензурный комитет. Тем самым был снят запрет на печатное слово, общество получило возможность открыто выразить свое мнение. Расчет Александра оказался верным: гласность - правильный способ избежать мятежей, бунтов и даже революций. Этот прием неоднократно использовался самыми адекватными государственными деятелями и политиками на протяжении всей истории человечества. Значительные перемены к лучшему произошли в университетах: были отменены многие запреты, налагаемые ранее цензурой.

В августе 1956 г. были амнистированы все оставшиеся в живых декабристы, петрашевцы и участники польского восстания 1831 г. Это было лишь началом: Александр понимал, что необходимость преобразования едва ли не во всех сферах русской жизни стала актуальной как никогда прежде.

Подписанный в марте 1856 г. Парижский мир лишал Россию Черноморского флота, но все же не был настолько унизительным, как ожидал император. Военные поселения были ликвидированы, срок службы сократился на 10 лет. Как человек военный, Александр понимал, что поражение было обусловлено множеством факторов: устаревшим вооружением, отсутствием достаточного материального обеспечения, крахом финансовой системы и многими другими. Очень многое зависело от сельского хозяйства, поэтому первые реформы были проведены именно в этой сфере.

19 февраля 1861 г. был издан "Манифест об отмене крепостного права". Это послужило началом целого ряда преобразований, таких как проведение земельных реформ, организация земских органов управления и многих других. Крестьяне освобождались от крепостной зависимости без выкупа и получали наделы в постоянное пользование. Имущество свободных земледельцев, как движимое, так и недвижимое, признавалось их личной собственностью. Крестьяне даже получили право представлять свои интересы в органах местного самоуправления, но продолжали платить своим бывшим хозяевам оброк или должны были нести барщину. Для того, чтобы выйти из класса временнообязанных, крестьянам предоставлялось право выкупить свой надел у помещика, воспользовавшись казенной ссудой. Таким образом, интересы крупных землевладельцев были практически не ущемлены.

Реакция на отмену крепостного права была противоречивой. Самое большое негодование она вызвала у самих крестьян, поскольку став независимыми по закону, фактически они продолжали работать на помещиков. Создавшаяся ситуация привела в многочисленным бунтам, на усмирение которых была брошена армия. Не обошлось без кровопролития.

В 1864 г. была проведена судебная реформа, признанная одной из самых значительных реформ того времени. Была утверждена бессословность и независимость судов, гласность судопроизводства, состязательность судебных процессов. Именно тогда в России были введены институты суда присяжных, адвокатуры и судебных следователей. Представители всех законодательных и исполнительных органов должны были иметь высшее юридическое образование. Назначение председателей и членов окружных судов утверждал император, мировых судей - Сенат. По закону судьи не могли быть уволены или отстранены от должности, за исключением тех случаев, когда они сами обвинялись в совершении уголовных преступлений. Одним из существенных достижений судебной реформы явилась частичная отмена телесных наказаний. Принцип "равенства всех перед законом" остался понятием абстрактным: для представителей высших слоев общества был предусмотрен Верховный уголовный суд, дела обвиняемых в государственных преступлениях, в число которых входила революционная деятельность, рассматривались военными судами.

В 1864 г. была осуществлена университетская реформа. Административная и хозяйственная самостоятельность высших учебных заведений была расширена, а преподаватели и студенты получили право решать академические вопросы и создавать ассоциации, общества и кружки. Последовавшая через некоторое время школьная реформа существенно повлияла на уровень образования в России. Было построено множество земских школ, народных училищ. Возможность получить начальное образование получили практически все слои населения, включая крестьянство.

Для проведения военной реформы, начатой в 1861 г., потребовалась полная реорганизация армии, которая осуществлялась на протяжении многих лет. Была отменена рекрутчина и принята воинская обязанность для мужчин всех сословий и национальностей (ранее в рекруты брали лишь русских), достигших 20-летнего возраста. Срок службы значительно сократился: для пехоты он теперь составлял 6 лет, для флота - 7. Очень существенное значение придавалось подготовке офицерского состава: для обучения младших офицеров были созданы юнкерские училища, для среднего и высшего командного звена - военные академии.

Реформаторская деятельность Александра II оказала огромное влияние на развитие России. Империя медленно превращалась в мощное буржуазное государство, и впоследствии встала в один ряд с ведущими мировыми державами.

2011 - 2014 © Веб-студия "Коацакоалькос"
Образовательный портал для школьников и студентов "Нижегородский репетитор"