Образовательный портал
для школьников и студентов

Контакты

e-mail:

admin@mytutor.spb.ru

 

Как дети учатся говорить?

Одна из способностей, которая делает нас уникальным видом на Земле, это возможность выражать свои мысли, способность делиться идеями и быть понятыми, даже если идея сложная и абстрактная. Поэтому неудивительно, что ученые веками пытались понять как младенец может выучить любой язык в невероятно короткие сроки.

Все начинается с простых односложных слов - "Па" и "Ма". И, кажется, всего через несколько дней они уже просят ключи от семейного автомобиля.

Ни одно животное на планете так не умеет. Конечно, ваша собака читает ваши мысли, но как она объясняет эволюцию? И почему люди могут делать это так легко?

Платон думал, что у него есть ответ. Он считал, что способность ребенка говорить является врожденной, так же как и умение ходить.

Долгие годы ученые сомневались. А что если Платон был прав? Лингвист Масачуссетского Технологического Институт и общественный деятель Ноам Хомский утверждает, что люди рождаются с врожденным пониманием синтаксиса, что значительно облегчает усвоение языка.

"Идея о том, что человеческий мозг обладает некоторым бессознательным знанием синтаксиса и грамматики - это гипотеза Хомски, которая по его мнению объясняет такую легкость изучения языка ребенком", - объясняет когнитивный ученый Дженифер Калберстон, результаты исследований которой согласуются с теорией Хомски. "Детям нужно совсем немного времени, чтобы впитать язык".

Однако, несмотря на ее собственные выводы, она быстро добавляет, что гипотеза Хомского находится "​​под прицельным огнем". Из-за отсутствия достоверных сведений между экспертами нет согласия. Вопрос процесса изучения человеком языка - это Священный Грааль лингвистики.

В ходе своих исследований в университете Джона Хопкинса, Калберстон и профессор Павел Смоленский, провели серию экспериментов с 65 людьми от 18 до 30 лет. Они решили проверить, смогут ли испытуемые освоить язык, который очень сложен для любого человека на Земле, но вполне пригоден на какой-нибудь другой планете. Если смогут сделать это достаточно легко, то о врожденности познания языка не может быть и речи.

Языки на Земле делятся на четыре грамматических категории по типу размещения модификатора (прилагательного или числительного) до или после модифицируемого существительного. В английском языке, например, модификатор предшествует существительному ("высокий мужчина", "три человека", но не "мужчина высокий" и "человека три"). Греческий язык и язык Чироки строятся по этому же шаблону.

Во многих других языках, таких как тайский и русский, модификатор следует за существительным. Это наиболее распространенный рисунок на планете.

В языке басков и современном иврите числительное размещается перед существительным, как в английском, но прилагательное следует за существительным, как и в России. Это чрезвычайно редкое явление для языка - использовать оба шаблона одновременно - и до существительного, и после.

Калбертсон предполагала, если участники эксперимента имели врожденное восприятие размещения модификаторов, то им было бы очень сложно учить язык, который не соответствовал правилам. В эксперименте, язык для той далекой планеты попал в эту категорию из-за смешивания расположение модификаторов. Как и ожидалось, участники пришли к выводу, что этот язык чрезвычайно сложен.

Однако, разве можно быть уверенными в правильности выводов? Ведь испытуемые говорят в обычной жизни по-английски, это их родной язык, и, возможно, именно поэтому "инопланетный" язык оказался для них слишком трудным.

Оказывается, что языки, построенные по другим шаблонам, воспринимаются участниками эксперимента довольно легко, за исключением той группы очень редких языков, где шаблоны смешиваются. На них требуется действительно много времени.

Исследование, конечно же, не исчерпывающее, и не завершает споров среди лингвистов. Эксперимент должен быть воспроизведен другими учеными, прежде чем он будет признан как факт. Калбертсон признает, что это не очень подходящий метод - работать со взрослыми людьми, но еще сложнее проводить такого рода исследования с грудными детьми.

На данный момент она проводит эксперименты с детьми от 5 до 7 лет.

Может быть, они смогут сказать нам, был ли прав Платон. А может и нет.

2011 - 2014 © Веб-студия "Коацакоалькос"
Образовательный портал для школьников и студентов "Нижегородский репетитор"